О повестке дня его переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, сотрудничестве Москвы и Астаны в рамках ШОС и ОДКБ, перспективах Таможенного союза и единого экономического пространства Ерлан Идрисов рассказал корреспонденту российского издания «Коммерсантъ» Александру Константинову.
- Каких результатов вы ждете от своего первого визита в Москву в ранге главы МИД Казахстана?
- Повестка казахстанско-российского взаимодействия обширная: ведь мы соседи с самой протяженной сухопутной границей в мире. Этот уникальный факт ко многому обязывает, а потенциал для нашего сотрудничества колоссален.
В целом мы ожидаем обсуждения прагматичных, «приземленных» вопросов: сотрудничество в политической области; сотрудничество в экономической области; сотрудничество в рамках интеграционных объединений - это ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз (ТС), Евразийское экономическое пространство (ЕЭП), сотрудничество в рамках ШОС. Есть и другие многосторонние форумы: ООН, ОБСЕ, которые входят в общеполитической блок. Мы, конечно, будем говорить о сверке часов по многим глобальным проблемам. Этот визит призван заложить фон для нашего взаимодействия в текущем году. Наступивший год обещает быть бурным, ожидается масса мероприятий двустороннего и интеграционного характера, поэтому мы с Сергеем Лавровым планируем подписать план межмидовских консультаций.
Двадцать лет Казахстан и Россия взаимодействуют как близкие партнеры, у нас есть законодательная, юридическая база для этого, есть классический Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, есть декларация «О вечной дружбе и сотрудничестве» - эти документы работают, они выполнили свою важную роль. Кстати, в прошлом году мы отметили их 20-летие, сейчас мы переворачиваем страницу и смотрим в будущее.
Я надеюсь привезти в Москву проект нового договора между Казахстаном и Россией «О добрососедстве и союзничестве в XXI веке», расширяющего рамки нашего взаимодействия. О необходимости подписания такого документа договорились лидеры наших государств. Мы рассчитываем согласовать этот договор, чтобы подписать его осенью в Астрахани на традиционном Форуме приграничного сотрудничества.
- Этот договор должен будет заменить действующий сейчас Договор о дружбе и сотрудничестве?
- Я бы не стал использовать именно этот термин. «Заменить» прозвучит чисто технически и не так содержательно, я бы применил другое слово. Этот договор творчески развивает предыдущие договоренности и создает новую платформу соразмерно возросшему уровню взаимодействия, соразмерно развивающейся ситуации в России и Казахстане, соразмерно изменяющимся внешним обстоятельствам.
- Как идут переговоры по поводу будущего Байконура?
- Во-первых, я был удивлен, когда, вернувшись из краткосрочного отпуска, увидел материал «Коммерсанта» по Байконуру и всплеск ажиотажного интереса к этому материалу здесь, в Казахстане.
Факты таковы: было выступление руководителя космического агентства, рабочее внутреннее выступление, встреча с депутатами. Естественно, депутаты - очень любознательные люди, они всегда предъявляют повышенные требования к представителям исполнительной власти. Это здоровый интерес, они избранники народа, они должны заботиться об общем благе. Поскольку космическая сфера - одна из важнейших сфер, был нормальный внутренний разговор.
К сожалению, журналисты, я не имею в виду только ваше издание, интерпретировали его по-своему. Понимаете, сложные сферы требуют знания специфики. Они же уловили в выступлении Талгата Мусабаева намеки на якобы меняющийся тон по сотрудничеству на Байконуре - вплоть до ревизии этого взаимодействия. Мы, образно говоря, все подняли брови, когда увидели эти комментарии. Это было настолько абсурдно, что нам трудно было даже ответить на них.
Но, видимо, российские дипломаты решили все-таки прореагировать и на всякий случай 15 декабря сделали запрос. Вопрос мы быстро закрыли, наш сопредседатель комиссии по Байконуру, вице-премьер Кайрат Келимбетов, был на прямой связи с вице-премьером РФ Игорем Шуваловым, они этот вопрос обсуждали, даже думали об идее (раскрываю вам внутреннюю кухню) сделать совместное заявление, чтобы все это дело пояснить.
А потом, через четыре дня, встретились президенты. Байконур, как и другие сферы сотрудничества: военно-политическая, экономическая, политическая - всегда в повестке дня встреч лидеров. Тем более состоялась тройная встреча, были вопросы и ОДКБ, и ЕврАзЭС; там был и новый сложнейший вопрос о едином экономическом пространстве; и, конечно же, президенты обсуждали Байконур. Они обсуждали его в традиционном, партнерском, дальновидном, дружеском ключе, ведь договор по Байконуру рассчитан до 2050 года.
Байконур - это очень сложный комплекс, там не только техника, там не только новые технологии, там не только масштабное международное сотрудничество и международные запуски и т. д. Это и живые люди, там есть город Байконур, там есть социальная сфера. У нас по Байконуру целый набор соглашений - этими соглашениями закрываются все аспекты сотрудничества, и постоянно идет, скажем так, их адаптация. Жизнь постоянно предъявляет новые требования, на которые надо реагировать.
Россия - крупнейшая космическая держава. Поэтому любые рассуждения и утверждения, что мы откажемся от такого сотрудничества,- это абсурд, это нонсенс.
Разговор идет о том, чтобы вместе все продумать и вместе принимать меры для полноценного использования потенциала Байконура, его дальнейшего технологического развития. Необходимо, чтобы Байконур продолжал служить на более глубокой основе для нужд мира в космической сфере, для того чтобы Россия и Казахстан продолжали наращивать свой космический потенциал.
Как известно, у нас есть свои космические амбиции, мы запустили два спутника, мы собираемся развивать нашу орбитальную спутниковую группировку и далее. У нас есть планы по запуску ракетных комплексов совместно с Россией и другими партнерами, у нас есть полноценное космическое агентство, руководитель агентства не понаслышке знает эту проблематику. Это все здоровые амбиции - стараться получить максимум из того, что есть у нас в руках.
Об этом шел разговор, и об этом говорил глава нашего космического агентства. Безусловно, в такой сложнейшей сфере не может быть все гладко. Когда речь идет о таком количестве техники, кадров, ведомств, необходимо это все скоординировать, согласовать - именно об этом шел разговор. Естественно, наши депутаты интересовались: «А вы не забываете об удовлетворении нужд национальной космической индустрии?» И он говорил: «Нет, мы не забываем!»
У нас была попытка с ракетным комплексом «Байтерек», однако по разным причинам этот комплекс не развился в тот образцовый проект, о котором говорили наши президенты. Они встретились, обсудили, прояснили для себя, почему проект «Байтерек» не сработал, и договорились: «Давайте продолжать работать и думать над другими проектами, которые стали бы альтернативой комплексу "Байтерек"».
Шел разговор и по статусу города Байконур. Население там смешанное, я имею в виду, разной юрисдикции, потому и данный вопрос также обсуждался. Поэтому, я думаю, журналисты неправильно расставили акценты. Жаль, что они забыли о корневом остове - базовом соглашении по Байконуру - и не дождались встречи президентов 19 декабря, а быстро, по-шаблонному решили поиграть на жареных фактах. Я к этому отнесся спокойно, потому что сразу, когда пошли первые волны по выступлению Талгата Мусабаева, встречался с представителями российских изданий и все четко им разъяснил. Президенты наших стран ценят и берегут Байконур как символ нашего тесного и взаимовыгодного сотрудничества. Байконур - проект, ориентированный на будущее. Надеюсь, мы эту тему закрыли.
- И в Казахстане, и в России тема Таможенного союза вызывает неоднозначные оценки. Многие казахские чиновники и бизнесмены говорят, что проекты ТС и ЕЭП идут в ущерб экономике и суверенитету страны. О чем речь?
- Я не вижу повального отрицательного отношения к интеграционным процессам ни в обществе, ни среди чиновников. Не надо забывать, что наш лидер - родоначальник этих процессов еще с середины 1990-х годов. Напомню про его известное выступление в МГУ с концепцией евразийского объединения и интеграции. И все эти годы данная концепция развивалась. По нашей инициативе в начале 2000-х был подписан документ по ЕврАзЭС - Евразийскому экономическому сообществу. То есть со стороны Казахстана было бы нелогичным вдруг проявлять отрицательное отношение к евразийской интеграции как к политическому феномену. Поэтому я думаю, что этот тезис не совсем верен. Во многом он подпитан блогосферой. Я не хочу никого повально обвинять и тотально навешивать ярлыки, но, вы знаете, блогосфера немного неряшлива с этой точки зрения. Кто-то может что-то заявить быстро, на ходу... Однако при этом блогосфера, к сожалению, оказывает большое влияние на умы, и с этой подачи может возникнуть ощущение, что якобы интеграция отвергается в Казахстане.
На днях прошло заседание правительства под председательством премьер-министра Казахстана. Главный вывод: у нас нет альтернативы интеграции. Это ответ на ваш вопрос относительно возможных сомнений. Вернее, отрицательного отношения к интеграционным процессам. Есть оценка и попытка понять, где проходит золотая середина балансировки взаимных интересов. Мы кровно заинтересованы в нахождении наиболее оптимальных каналов экономического взаимодействия, чтобы Казахстан и Россия пожинали дивиденды и плоды интеграции.
Есть соответствующие факты и цифры. За девять месяцев прошлого года товарооборот трех стран Таможенного союза увеличился на $40 млрд. Есть другая цифра: к 2015 году интеграционные усилия принесут дополнительно 15% экономического роста. Другое дело, что если вы идете в магазин, видите там российское молоко, белорусскую сметану и замечаете ценовую разницу не в пользу казахстанских продуктов, то это воспринимается как негативный момент.
Но необходимо видеть более широкую картину. Казахстан - это большая экономика, растущая экономика, Россия - это колоссальная, огромная экономика, поэтому стоит задача их очень четкой, эффективной, оптимальной, сбалансированной состыковки. Мы представляем собой интерес как рынок для России. Россия, естественно, имеет для нас большое значение как рынок для Казахстана. И мы друг для друга - транзитное пространство. Это тоже надо учитывать. Поэтому объединение усилий в рамках Таможенного союза несет долгосрочные выгоды и преимущества.
Очевидно, что никто не подвергает сомнению политическую волю и приверженность интеграционным идеям на высшем политическом уровне и в правительствах двух стран. Однако надо понимать всю сложность этих процессов. Такие вопросы с кондачка не решишь. Поэтому вся соль в том, что за относительно короткий период времени - до 2015 года - необходимо проделать колоссальный объем работы. Не успеем и глазом моргнуть, как уже придет 2015 год. Есть невероятный объем технических вопросов, требующих согласования: это три государства, это три чиновничьих аппарата, это три общественных мнения, это колоссальная юридическая экспертная работа. Я вам хочу сказать, что мы в МИДе содрогаемся от предстоящего объема работы, и мы готовим себя к этому. Естественно, мы будем работать в публичном пространстве, чтобы люди понимали, как это делается и для чего это делается.
Еще я хотел бы отметить, что Казахстан в философском плане всегда выступал за различные формы интеграции. Обратите внимание, мы всегда активно поддерживали и СВМДА (мы инициаторы этой структуры), и ШОС (мы одни из родоначальников этой организации). Это азиатский вектор интеграции. Мы всегда поддерживали и выступали с инициативами в рамках интеграции на пространстве СНГ. Мы активные участники ОДКБ. Но мы не закрыты и для других направлений сотрудничества. Мы члены ОБСЕ, мы члены Организации экономического сотрудничества, объединяющей Пакистан, Иран, Турцию, и так далее, и так далее. Мы активные участники объединительных усилий в рамках тюркоязычного мира.
Мы считаем так: необходимо объединение усилий в сегодняшнем мире, ставящем перед нами невиданные прежде задачи. Их невозможно в одиночку решить никому, даже США - экономике номер один, даже России - колоссальной экономике, даже Китаю. Все ищут оптимальные формы объединения. И мы находимся в этом поиске. Мы считаем, что все формы объединения, в которых мы участвуем, взаимно дополняют друг друга. Поэтому мы активно работаем над тем, чтобы стать членами ВТО. Наше членство в ВТО, как и будущее членство Белоруссии в ВТО, станет дополнением к интеграционным усилиям в рамках Таможенного союза и ЕЭП. Технологические, торговые, бизнес-стандарты ВТО, ведение бизнеса, нормы регулирования - это глобально опробованные принципы, на которые опирается весь мир. Поэтому наше общее стремление, чтобы эти принципы полностью сочетались с принципами, которые мы разработали в рамках наших интеграционных объединений. Кстати, принципы Таможенного союза и ЕЭП во многом базируются на принципах ВТО. Мы будем поддерживать интеграционные усилия, потому что мы считаем, что работа на «общую копилку», общие усилия лучше и эффективнее послужат достижению общих задач.
При этом мы очень четко понимаем, что и Россия, и Белоруссия, и Казахстан дорожат своей национальной идентичностью, дорожат своим суверенитетом, дорожат своей политической независимостью. Эти принципы никто и никогда не подвергал сомнению.
Возникают кривотолки в СМИ, допустим, когда наш президент говорит, что никаких поползновений в сторону ущемления политического суверенитета или независимости быть не должно. Это абсолютно правомерное заявление. И когда мы видим комментарии, что это заявление может иметь какой-то скрытый подтекст, мы с ними полностью не согласны. Впереди телеги должна идти сильная, красивая, мощная лошадь с большим потенциалом. Экономика как раз и есть вот эта здоровая, сильная тягловая лошадь, которая должна вытянуть весь остальной груз интеграции. Если телегу поставить перед лошадью, из этого ничего не выйдет. Это общеизвестная истина.

Уважаемые коллеги!
Наша сегодняшняя встреча не случайна.
Как сказал Глава государства во время поездки в вашу область: «Трагедия в Жанаозене стала общей для всех граждан страны. Все казахстанцы единодушно осудили действия организаторов».
Взвешенный анализ обстановки, представленный Лидером нации, задал базовые направления дальнейшей работы.
И, в первую очередь, настоятельную необходимость усилить внимание к развитию Жанаозена и региона в целом.
В этой связи Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев поручил всем государственным органам организовать совместную и скоординированную работу.
В рамках этой работы мы и проводим сегодняшнюю встречу.
Безусловно, сфера образования имеет в этом деле огромную социальную значимость.
И ее результативность, прежде всего, зависит от вас, уважаемые педагоги.
Известный мировой политик прошлого говорил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».
И чтобы правильно распорядиться этой властью, все мы должны четко знать, чего достигли, какие есть проблемы и какие изменения в образовании должны произойти в наступившем году.
На все эти вопросы отвечает новая Государственная программа развития образования до 2020 года.
Итоги первого года ее реализации скоро будут обсуждены на расширенной коллегии Министерства.
Попрошу всех педагогов области внимательно ознакомиться с ее решениями.
Сегодня же я вкратце остановлюсь на основных направлениях нашей работы, в том числе и в Мангистауской области.
Первое – это возрождение системы дошкольного воспитания и обучения.
Вы знаете, что в этой сфере действует инициированная Главой государства программа «Балапан».
Она выполняется успешно.
За последние 2 года охват детей от 3 до 6 лет дошкольными организациями возрос до 65%, а в ряде регионов - до 90%.
Однако в Мангистауской области охват составляет 60,7% - это ниже республиканского показателя.
Еще ниже этот уровень в Жанаозене – менее 50%.
Остается острым вопрос очередности: по области необходимо еще более 20 тысяч мест.
Данную проблему надо решать ускоренными темпами.
И в число задач начавшегося 2012 года включен ввод 2 детских садов в Жанаозене за счет РБ.
За счет МБ в области в этом году планируется открыть еще 4 детских сада.
Очень важным резервом считаю усиление государственно-частного партнерства.
Необходимый задел у вас есть, сегодня в области работает 31 частная дошкольная организация, или 19% от общего числа.
Это хороший показатель с учетом того, что в некоторых регионах нет ни одного частного детсада (ВКО, ЗКО, Павлодарской, СКО).
Такую работу надо проводить и дальше.
В итоге реализации Госпрограммы мы должны выйти на 100%-ный охват детей дошкольным воспитанием.
В плане перехода к новому качеству обучения Министерством в 2012 году будет разработана принципиально новая модель выпускника дошкольной организации для условий 12-летнего среднего образования.
Это важный шаг к обеспечению познавательной активности ребенка, его творческого мышления.
В среднем образовании в текущем году одной из важнейших задач является строительство новых школ.
Вы знаете, что по инициативе Главы государства в Казахстане принята беспрецедентная по масштабам программа строительства 522 школ, уникальная в мировой практике.
В 2012 году в области будет вестись строительство 9 школ (7 – РБ, 2 – МБ).
Начата принципиально новая программа внедрения электронного обучения Е-learning
В 2011 году запущен пилотный проект – 44 организации образования
В 2012 году число таких организаций мы должны увеличить на 537, соответственно обеспечив их доступ к сети Интернет с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек
Таким образом, учителя и учащиеся получат доступ к лучшим образовательным ресурсам
Будет продолжено совершенствование материально-технической базы среднего образования.
Вы знаете, что в вашей области недостаточно решен вопрос обеспечения школ компьютерами и универсальными интерактивными кабинетами.
Показатель 28 учеников на 1 компьютер ниже среднереспубликанского (16).
Частично эту проблему решит включение в проект электронного обучения 12 школ и 2-х колледжей Мангистауской области.
Кроме того, сегодня в Жанаозене я дал поручение аппарату Министерству изыскать средства и поставить в город 200 компьютеров.
Но необходима и серьезная поддержка со стороны местных властей, крупных компаний региона.
Серьезной проблемой для Казахстана в качестве обучения являются МКШ.
Эту проблему в масштабах страны мы будем решать по-новому – путем создания 26 опорных школ (ресурсных центров).
Для координации работы данной системы создается Республиканский Центр развития МКШ при Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина, центры развития МКШ при ИПК в 12 регионах и лаборатория в Актюбинской области.
Таким образом, проблема действующих в вашем регионе 19 МКШ будет последовательно решаться.
Важный системный вопрос – создание Назарбаев Интеллектуальных школ.
Действуют уже 6 таких школ.
До конца 2015 года планируется построить еще 15, из них строительство 12 уже идет.
В Мангистауской области планируется строительство 2-х таких школ.
Этому вопросу мы уделяем особое внимание, ведь такие школы призваны стать локомотивами развития всей сети средних учебных заведений.
В прошлом году по поручению Президента страны создана единая вертикаль контроля качества всех уровней образования, от дошкольного до высшего и послевузовского.
Задача этого года – обеспечить ее четкую работу, чтобы территориальные департаменты стали эффективным связующим звеном Министерства с местными исполнительными органами, организациями образования, в том числе и в вашей области.
Надеюсь на вашу поддержку в этом деле.
Хочу остановиться еще на некоторых нововведениях в системе образования в наступившем году.
Во-первых, вводится новый ГОСО для 11-летки.
Это очень существенно, ведь полный переход к 12-летнему обучению займет не менее 8 предстоящих лет.
И важно, чтобы весь переходный период действовал качественный стандарт среднего образования
Во-вторых, в 2012 году будут проведены подготовительные работы по апробации подушевого финансирования в 5 областях, включая и Мангистаускую.
(Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Южно-Казахстанская, Мангистауская и Павлодарская области)
В-третьих, с 2012 года мы планируем начало работ по запуску Государственной образовательной накопительной системы.
Это работа непростая, она потребует привлечения банков второго уровня, организаций образования на местах, широкой разъяснительной работы среди населения.
Но в результате мы получим еще один механизм, расширяющий доступность качественного образования для казахстанцев.
Уважаемые коллеги!
Вы знаете, что в новой Госпрограмме особое внимание уделяется повышению статуса учителя
Вы уже начали получать новые надбавки за категории, и эту работу мы будем продолжать.
В прошлом году Министерство разработало новую модель оплаты труда педагогов с дифференцированными повышающими коэффициентами и представило в Министерство труда и социальной защиты населения.
Задача на будущее – продвижение этой модели, чтобы наши педагоги могли получать достойную зарплату, соответствующую своей квалификации.
Особое внимание мы будем уделять повышению квалификации педагогов.
Из 7 890 педагогов у вас только 10,7% с высшей категорией (по республике 15,2%).
Поэтому надо усиленными темпами проводить повышение квалификации, в том числе и по запускаемой в этом году новой системе переподготовки.
В нее входят Национальный центр повышения квалификации, Центр педагогического мастерства «Назарбаев Интеллектуальных школ».
Управление образования области должно до конца проработать данный вопрос
К этому надо отнестись очень серьезно, ведь новая модель переподготовки даст дополнительные надбавки к зарплате
В системе ТиПО создана принципиально новая система управления – Национальный совет, 16 Региональных и 14 Отраслевых советов, холдинг «Кәсіпқор».
Запущен совместный с Всемирным банком проект «Модернизация технического и профессионального образования».
Задача этого года – обеспечить эффективную работу этих Советов, в т.ч. и в вашей области.
Они должны содействовать определению потребности в кадрах, разработке квалификационных требований, обновлению образовательных стандартов, разработке профстандартов.
Особое внимание Регионального Совета вашей области прошу обратить на соответствие структуры подготовки кадров реальным потребностям рынка труда
У вас охват молодежи один из высоких по республике – 27,8%, но трудоустраивается только 68% выпускников против 75% по стране – это серьезная проблема
(В области функционируют 27 учебных заведений ТиПО, обучаются 27841 учащихся)
Требуют решения вопросы совершенствования материально-технической базы учебных заведений ТиПО.
В системе высшего образования вводятся новая классификация вузов, международная и национальная аккредитация.
Сегодня у нас действуют 147 вузов, их число с этого года по указанию Главы государства будет оптимизироваться в соответствии с новыми требованиями.
Есть проблема с заочным образованием.
Анализ показал, что заочников у нас выпускается чуть ли не больше, чем очников.
Это создает существенный переизбыток подготовки специалистов с высшим образованием, не соответствующий структуре рынка труда.
Это прямая угроза структурной безработицы, да и качество заочной подготовки низкое.
Проблема будет решаться системно, заочное обучение надо существенно сократить.
Ежегодно растет объем госзаказа на подготовку кадров с высшим образованием.
В 2011 году он составил 36046 грантов.
(2010 г. - 35 425)
По области обладателями образовательных грантов стали 945 выпускников.
(всего выпускников - 4 649)
В этом году впервые запускается программа «Студенческое жилье».
80% нуждающихся студентов будут обеспечены общежитиями.
Большие изменения произошли в сфере науки
Но в сфере содержания и направленности исследований еще не все продумано
К примеру, в вашей области есть много вопросов, где наука могла бы эффективно поработать – связанных с портом Актау, сельхозпродукцией, экологией, трудовыми ресурсами, эффективностью нефтедобычи и транспортировки, и т.д.
Есть хорошие ученые и специалисты.
Но должного масштаба исследований в данных направлениях нет.
Поэтому поручаю Комитету науки проработать этот вопрос и предложить целевую программу научных исследований и инновационных разработок, ориентированную на Мангистаускую область.
Важный аспект - воспитательная работа с молодежью на всех уровнях образования
Особенно в свете последних событий.
Здесь очень многое зависит от вас – педагогов.
Министерством в прошлом году разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики», он внесен в Мажилис Парламента.
Созданы 19 ресурсных центров.
(16 региональных и 3 республиканских)
В числе задач 2012 года могу отметить следующие:
Во-первых, усилить воспитательную и патриотическую работу в соответствии с требованиями законодательства, за это ответственность несет первый руководитель каждой организации образования.
Во-вторых, активно вовлекать молодых граждан в социально-экономическое развитие страны, в том числе в рамках государственного социального заказа.
В-третьих, привлекать к работе с молодежью все слои общества – работодателей, НПО, СМИ, экспертов и т.п.

Уважаемые коллеги!
Для выполнения всех поставленных задач создана солидная законодательная база, идет все увеличивающееся финансирование.
Принят новый Закон «О науке».
Существенные изменения и дополнения внесены в Закон «Об образовании».
Принята Госпрограмма развития образования на 2011-2020 годы.
Утверждено свыше 80 нормативных правовых актов, разрабатывается еще 48.
Так что все возможности есть, есть ваш опыт, талант и знания.
Желаю вам в 2012 году благополучия, стабильности и мира.
Пусть он принесет каждому из вас вдохновение, успехи и уверенность в завтрашнем дне!
Благодарю за внимание!

Архив

Фев
2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти